Постановка задачи о наилучшей турнирной схеме
(Кто зачем играет. Цели и проблемы турнирных схем)
| |
Игрок участвует в турнире по многим мотивам. "Спортсмен" хочет испытать свою нынешнюю силу, мечтает о сенсационных победах и призовом месте, предпочитает сильных соперников и трудные условия игры, если такой риск дает ему шанс далеко продвинуться в турнирной таблице. "Любитель" предвкушает увлекательную игру, планирует уточнить свой рейтинг, рассчитывает поучиться и усилиться, обычно стремится к игре без форы с равными противниками. Многие хотят играть против более сильных (с форой или без нее) и мало кто любит играть с более слабыми. Приоритеты у каждого участника свои, они могут меняться прямо в процессе турнира.
Итоговая расстановка участников спортивного турнира должна насколько возможно соответствовать их фактической силе в данном турнире. Поощрение игроков за прогресс, то есть за отставание рейтинга от силы игры, имеет смысл, но здесь не рассматривается в качестве цели турнира. Удача и даже сенсация в игре согласуется со спортивностью, но капризы жеребьевки - нет. Самая спортивная из компактных турнирных схем - швейцарская с большим числом игроков и туров и с перемешиванием рейтингов внутри каждой группы, когда старшие по рейтингу встречаются с младшими. Реальные организационные возможности ограничены, поэтому хорошая турнирная схема должна при минимальном числе туров и любом разумном числе участников обеспечить оптимум по ряду критериев. Отбор этих критериев субъективен, так же как их порядок. По моему, так:
1. Итоговая расстановка игроков соответствует швейцарской схеме с большим числом туров и перемешиванием рейтингов внутри каждой группы
2. Стыковка пар и условия игры (в каждой партии каждого тура) выравнивают шансы обоих противников с учетом их рейтинга и результатов предыдущих туров; форы (если они предусмотрены) минимизируются засчет стыковки пар.
3. Дополнительные (уточняющие) коэффициенты при распределении призовых мест отражают трудность сыгранных партий, с учетом рейтингов игроков и результатов туров.
В хорошей рейтинг-системе Го действует форовый принцип - прямая фора, равная разности ступеней рейтинга, хорошо уравновешивает шансы партнеров. Обычное возражение против форы, мол получается совсем другая игра, слабовато: сильнейшие профессионалы прошлых веков часто играли друг с другом на форе до 3 камней. Тем не менее, чем больше фора, тем больше влияние случайности на результат игры, поэтому желательно минимизировать фору.
Форовая турнирная схема может обеспечивать победу сильнейших, точно так же, как в турнирах без форы. Если во всех турах сводятся игроки предположительно одинаковой силы, с учетом рейтинга и побед, тогда вычисленные форы оказываются нулевыми, и разница между форовой и бесфоровой схемой стирается.
Но если близких по силе противников нет (или турнирная схема исключает такую стыковку) тогда приходится либо ставить фору, либо играть партию с предопределенным результатом. Выбор из этих двух вариантов (форовая или бесфоровая схема турнира) должен быть добровольным и осознанным. Дискриминация форы (привязывание форы к блицу или к малым доскам, исключение или ослабление влияния форовых турниров на рейтинг и т.д.) отнимает эту свободу выбора.
Цена победы показывает, с каким соперником (из проигравших в 1-м туре) сыграет участник на равных во 2-м туре после своей победы в 1-м туре. "Спортсменам" нужны прыжки побольше, "любителям" - поменьше. Вверху турнирной таблицы рейтинги стабильнее, но большинство лидеров - "спортсмены". "Любителей" много внизу турнирной таблицы, но там рейтинги более переменчивы и менее точны. Стартовые турнирные очки заменяют начальные туры (результаты которых считаются предопределенными) в эталонной швейцарской системе. Поэтому рейтинговая ширина очковой группы обычно равна цене победы.
Желательно повышать число возможных турнирных уровней и(ли) учитывать специальные коэффициенты для разделения лидеров, оказавшихся на одном итоговом уровне. Самый популярный способ расслоить итоговый уровень - коэффициент Бухгольца, то есть сумма итоговых уровней противников. Он корректно учитывает трудность сыгранных партий. От этого способа зависит стыковка пар внутри уровня с перемешиванием рейтингов. При учете коэффициента Бухгольца, оптимальная стыковка - старший со средним, а без такого учета - старший с младшим.
| |